Выпуск #4/2015
З.Дадабаева
Состояние отрасли волоконно-оптической связи в странах Центральной Азии на примере распублики. Таджикистан. Проблемы и потенциал развития.
Состояние отрасли волоконно-оптической связи в странах Центральной Азии на примере распублики. Таджикистан. Проблемы и потенциал развития.
Просмотры: 5121
Анализируются проблемы и потенциал формирования конкурентоспособной среды в телекоммуникационной сфере, отражены основные показатели связи общего пользования за 1991–2013 годы, характеризующие рынок услуг связи. Дана краткая оценка и прогноз дальнейшего развития волоконно-оптических линий связи, приводится перечень крупнейших игроков на рынке связи Таджикистана.
Теги: communication agency communication services fiber-optic communication links information and communication technologies telecommunication wireless communication волоконно-оптические линии связи информационно-коммуникационные технологии мобильная связь служба связи телекоммуникация услуги связи
Международные экономические процессы и политические изменения, произошедшие в мире в конце 20 века повысили интерес к внедрению новых коммуникативных связей, развитию и внедрению новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Повысилась роль экономической деятельности, связанной с получением и обработкой информации, расширились возможности предоставления электронных услуг населению. Не остались в стороне от этих процессов и республики Средней Азии. Географические особенности Таджикистана ‒ страны, 93% территории которой занимают горы, определили особенности развития транспортных путей, связи и телефонии между районами и городами республики. В советское время в труднодоступных горных районах связь отсутствовала или была крайне затруднена. В первые годы независимости в стране не было экономических возможностей для формирования современных средств связи общего пользования. Постепенный подъем экономики позволил превратить телекоммуникационную сферу Таджикистана в наиболее развитую отрасль экономики. Значительные достижения таджикского рынка ИКТ за прошедшие годы отразились в растущей конкурентоспособности на уровне региона.
Информационно-коммуникационные технологии занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности республики. Несколько лет в Таджикистане ведется работа по внедрению электронного правительства. В 2011 году была принята "Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан". По заявлению представителя Службы связи правительства РТ, электронное правительство будет полностью сформировано к 2025 году. В настоящее время практически все органы государственного управления республики имеют собственные сайты. Вместе с тем, пока, как отмечают эксперты, имеющиеся веб-страницы различаются по структуре, характеру и качеству контента, несмотря на утвержденный еще в 2011 году порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления. А языковые версии сайтов на таджикском, русском и английском языках не всегда синхронизированы.
Современное состояние ИТК в Таджикистане
Современный инфокоммуникационный сектор имеет четко выраженный рынок услуг, базирующийся на фиксированной, мобильной, спутниковой связи, передачи данных через Интернет. Несмотря на динамично развивающийся телекоммуникационный сектор, Таджикистан и его соседи по региону Узбекистан и Кыргызстан отстают от мировых трендов, что обусловлено экономическими, политическими и социальными особенностями этих стран. Развитие электросвязи ненамного уменьшило использование почтовой связи в Таджикистане, снижение показателей наблюдается только по выпуску газет и журналов по сравнению с 1991 годом (табл. 1).
Еще в 90-е годы крупные израильские инвестиции позволили полностью модернизировать сферу связи в молодом таджикском государстве. Таджикско-нидерландское совместное предприятие (с частным израильским капиталом) "ТочикТел" ‒ первый оператор мобильной связи в Таджикистане ‒ начал предлагать свои услуги в аналоговом стандарте D-AMPS с 1996 года в городе Душанбе. Вплоть до 2001 года эта компания имела единоличное право на предоставление услуг мобильной связи в Таджикистане, израильские компании получили эксклюзивное право на выдачу лицензий для установки оборудования. Следует отметить, что экономические последствия гражданской войны в Таджикистане мешали развитию сотовой связи, вместе с тем, более поздний выход на таджикский рынок операторов мобильной связи позволил им впоследствии использовать современное оборудование последнего поколения. Активное развитие рынка мобильной связи началось в 2001 году, когда была создана компания "Индиго-Точикстон", основанная корпорацией MST (США) и Фондом Ага Хана по экономическому развитию. Появилась компания MЛT (Мобильные линии Таджикистана) – совместное росийско-таджикское предприятие, созданное российской компанией "Северо-Западный GSM" и "Точиктелекомом", которая работала в цифровом стандарте GSM. В 2003 году услуги в стандарте GSM начала оказывать также компания "Вавилон-Мобайл" с участием американского капитала, на рынке появилось еще несколько компаний. В настоящее время лидером рынка является компания "Вавилон-Мобайл", доля которой составляет более 60% рынка пользователей.
В 2004 году Министерство связи республики начало выдавать лицензии на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения. Свои первые 3G-сети в Таджикистане построили российские сотовые операторы "ВымпелКом" и "МегаФон". При финансовой поддержке ЕБРР все местные АТС перешли на цифровой формат. При этом эксперты отмечают, что Таджикистан во внедрении технологий мобильной связи 3G в то время опередил все страны СНГ. Так компания МЛТ (Мобильные линии Таджикистана)[1] впервые среди операторов сотовой связи республики в 2005 году обеспечила возможность общения при помощи 3G не только на территории Таджикистана, но и на всем постсоветском пространстве. Международные эксперты неоднократно отмечали стабильную работу компании МЛТ по запуску в коммерческую эксплуатацию полноценной 3G-сети стандарта UMTS. В результате были укреплены позиции таджикского телекоммуникационного рынка в информационной мировой среде в новом тысячелетии. В зону охвата 3G сети вошли населенные пункты, которые были лишены даже фиксированной стационарной связи. Большая часть населения Таджикистана живет в сельской местности с ограниченным доступом к транспортным услугам, и мобильная связь позволяет снизить издержки и становится жизненно необходимой для полноценной жизни населения, функционирования и увеличения продуктивности малых предприятий и дехканских хозяйств. В настоящее время абоненты сети МЛТ из этих районов и городов получают не только привычные GSM-услуги, но и высококачественный мультимедийный сервис.
Компания МЛТ первой в республике протестировала новую технологию четвертого поколения LTE (мобильная широкополосная технология связи четвертого поколения) с передачей данных со скоростью до 150 мегабит в секунду, что в 10 раз быстрее сетей третьего поколения стандарта UMTS и в несколько раз быстрее наиболее распространенной технологии GPRS/EDGE.
По разным источникам, на конец 2013 года в мире насчитывалось 150–230 млн. абонентов LTE, использующих связь четвертого поколения. В апреле 2014 года первая LTE-сеть была запущена и в Таджикистане. Мобильный Интернет стал доступен абонентам компании Tcell [1]. Компания образовалась в результате слияния ЗАО "Индиго Таджикистан", акционеры Нидерландская компания Central Asian Telecommunications Development B.V. (CATD) бенефициарами которой являются TeliaSonera UTA Holding B.V., а также Фонд Ага Хана по экономическому развитию AKFED. Быстрорастущий рынок Таджикистана активно использует передовые технологии. В частности, в 2014 году активные продажи начал первый в России full-MVNO оператор мобильной связи Aiva Mobile, запущенный ОАО МТТ и предназначенный для этнических групп из различных стран. Тарифные предложения виртуального оператора Aiva Mobile предлагают использование на одной SIM-карте одновременно два активных телефонных номера – таджикский и российский. Оба номера можно свободно использовать в двух странах без роуминга, благодаря технологии интеллектуальной маршрутизации от МТТ, звонки на оба номера могут приходить из двух стран по "домашним" тарифам.
Таким образом, конкурентный рынок мобильной связи сложился уже в нулевые годы благодаря активной работе китайской компании ZTE, российских "Вымпелкома" и "Мегафона", шведской TeliaSonera и компании "Индиго-Точикстон" с участием американского капитала. Анализ развития ИКТ показал, что при прозрачности информации обо всех сотовых операторах стандарта GSM и компаниях – монополистах фиксированной связи, которые работают в Центральной Азии, Таджикистан с пятью компаниями мог вполне претендовать на роль лидера в регионе.
Законодательное регулирование конкурентной среды и обзор развития объема услуг
В 2002 году был принят Закон "О телекоммуникациях", регулирующий телекоммуникационный сектор в Таджикистане. В ноябре 2003 года утверждена Государственная стратегия "Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан", в которой были определены основные организационные, экономические и финансовые механизмы развития этого сегмента инфраструктуры. В этом документе также подчеркивались стратегические направления по формированию информационных технологий. Были предусмотрены меры по преодолению растущего "цифрового неравенства" внутри страны, в регионе и в СНГ с целью достойной интеграции Таджикистана в мировое информационное сообщество.
Помимо упомянутой стратегии, в республике был принят еще ряд нормативно-правовых документов, касающихся информационно-коммуникационных технологий. К принятым программам относятся "Программа обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан", "Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан", "Применение и развитие информационных технологий в таджикском языке", "Транспортные сети телекоммуникаций в Республике Таджикистан", "О стандартах кодировки и раскладки на клавиатуре компьютеров символов таджикского алфавита в стандарте UNICODE для компьютерных применений". принято также Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2005 года "О государственной комиссии по радиочастотам республики Таджикистан".
Внедрение этих документов позволило более чем в два раза увеличить количество операторов связи и создать условия для использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности страны. Правительство приступило к выработке государственной политики, направленной на формирование и развитие единого информационного пространства в Таджикистане, на осуществление отраслевых проектов и программ информатизации, касающихся в частности, внедрения электронных баз, банков данных, новейших технологий, более широкого использования информационно-телекоммуникационных систем и сетей в банковской сфере. В 2014 году была принята Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан на 2014–2017 годы.
В 2011 году совокупный доход всех компаний мобильной связи в Таджикистане превысил 300 млн. долларов [2]. В 2012 году выросли доходы частных операторов, они составили более 1,6 млрд. сомони (около 379 млн.долл.), а показатели контролируемых государством АООТ "Таджиктелеком" и ГУП "Почтаи точик" оказались гораздо ниже и составили 103,9 млн. (23,5 млн.долл). таким образом, основной доход складывается благодаря частным операторам, которые продвигают передовые технологии и производство новых ИКТ. Сегодня в стране существует государственная монополия в области коммуникаций в лице компании"Таджиктелеком" 95% акций которой принадлежат государству. Председателем правления компании является глава Службы Связи Б. Сабури.
В первой половине 2014 года доходы частных операторов составили 1,2 млрд. сомони (240 млн. долларов), что на 5,1% больше показателей за аналогичный период прошлого года. Доходы от деятельности национального оператора "Таджиктелеком" и "Почтаи точик" сократились на 11,5%, составив 54 млн. сомони (8,6 млн. долларов) [3]. Сравнительный анализ общего дохода отрасли за 2011–2013 годы показывает стабильный рост в 15% ежегодно [4].
По состоянию на 2014 год в стране функционировали шесть операторов сотовой связи по стандарту CDMA (множественный доступ с кодовым разделением) и GSM (глобальный цифровой стандарт), в республике работают около 16 интернет-провайдеров [5, с.314]. Число пользователей с доступом к Интернету за период с 2000 по 2013 год увеличилось почти в 320 раз, но все же остается самым низким среди стран СНГ. По этому показателю лидирует Азербайджан (табл. 2). Согласно данным Службы связи при Правительстве РТ (регулятор), к началу 2014 года в отрасли телекоммуникации функционировало 155 лицензиатов.
В целом СНГ отстает по числу пользователей Интернетом от большинства развитых стран. В СНГ этот показатель составляет менее 20% от среднего показателя в развитых государствах. Например, в 2010 году в Таджикистане почти 12 человек из 100 пользовались услугами Интернета, а в 2013 году эта цифра выросла до 16 человек из 100, хотя в среднем по СНГ уровень проникновения в 2013 году был равен 46,6 (как нетрудно видеть из табл. 2 и 3). В большинстве стран постсоветского пространства люди пользуются в основном низкоскоростным доступом, что свидетельствует о значительном потенциале для предоставления и внедрения широкополосных услуг.
Во многих городах и районных центрах Республики Таджикистан есть возможность подключения к Интернету из дома, но население не имеет достаточных денежных средств, чтобы воспользоваться этой услугой. Проблему решают многочисленные центры общественного доступа к Интернету, как правило, в форме интернет-кафе, многие пользователи выходят в интернет с места работы.
В 2010 году число абонентов мобильной связи равнялось 6 миллионам человек, в 2012 году эта цифра выросла до 6,5 миллионов, а в 2013 году – уже до 10,9 миллионов, число пользователей Интернетом за эти же годы возросло в три раза – с 1,3 до 3,73 миллионов [6], а в 2013 году до 3,8 миллионов человек [5]. Но по заявлению представителя Службы связи при правительстве РТ, только около 6,3 миллионов абонентов имеют активные телефонные номера, из 8,5 миллионов населения, при том что мобильная связь покрывает более 90% заселенной территории страны с проникновением более 120%. Из каждых 100 граждан 80 имеют мобильные телефоны, прибыль от которых, включая использование Интернета, составляет 40 сомони [7]. Что касается стационарных телефонов, то на каждые сто граждан приходится 5,3 аппаратов. Одна линия местного телефона в месяц приносит доход в размере 25 сомони.
В 2013 году компания J’son & Partners Consulting, проанализировав мобильный рынок в странах СНГ, пришла к выводу, что Таджикистан (пользователей Интернета 21%, т.е. 1,7 млн. человек), Кыргызстан (соответсвенно 35% (число и 2 млн.) и Узбекистаном (33% и 10 млн.) относятся к странам–аутсайдерам по проникновению мобильного Интернета. Такое положение объясняется высокими тарифами на мобильный трафик, относительно невысокой заработной платой, невысоким проникновением смартфонов (у 13–14% населения). По состоянию на весну 2014 года сети LTE были запущены во всех странах СНГ, за исключением Беларуси, а сети 3G работают во всех странах. Россия заняла первое место в категории "Технологический лидер" и вошла в тройку стран с наиболее высоким проникновением мобильного Интернета и смартфонов.
По проникновению мобильной связи и Интернета Таджикистан уступает всем странам СНГ (без Турменистана и Узбекистана) – табл.2, 3.
Положение Республики Таджикистан в мировом рейтинге ИКТ
Наиболее полным и авторитетным источником международной оценки влияния ИКТ на конкурентоспособность и благосостояние стран считается Индекс сетевой готовности – комплексный показатель развития ИКТ, разработанный в 2001 году, Индекс используется для анализа проблемных моментов в политике государств и осуществления мониторинга в области внедрения новых технологий. В глобальном отчете о развитии информационных технологий в 2010–2011 годах Таджикистан занимал 111-е место среди 139 стран. В отчете за 2013 год "Экономический рост и занятость в гиперсвязанном мире" были представлены данные по Индексу сетевой готовности в 144 странах мира, где Таджикистан занял 112 место (в 2012 году он был на 114–м месте из 142 стран). Сосед и конкурент в сфере развития ИКТ –Кыргызстан – занимал 118-е место в 2013 году, а в 2012 – был на 115 месте.
В 2013 году по Индексу сетевой активности среди стран СНГ лидировали Казахстан – 55-е место, Россия – 56-е место, Азербайджан – 61-е место, Украина – 75-е место, Молдова – 78-е место. В первой десятке среди стран мира находились Швеция, Сингапур, Финляндия, Дания, Швейцария, Нидерланды, Норвегия, Соединенные Штаты, Канада и Великобритания. В 2015 году по данным отчета по Индексу сетевой готовности среди 143 стран Таджикистан занимал 117-е место. Лидерство среди стран СНГ сохранил Казахстан, переместившись на 40-е место, Россия на 41-е, Азербайджан – 57-е, Армения – 58-е, Молдова – 68-е, Украина – 71-е, Кыргызстан – 98-е. В первой десятке стран мира по-прежнему Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Соединенные Штаты, Великобритания; вместо Дании среди десятка лидеров – Люксембург. Канада перешла на 11-ю позицию, а ее место заняла Япония. В отчетах отмечается несомненный прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан. Однако, по нескольким важнейшим индикаторам развития ИКТ Таджикистан заметно уступает большинству стран, получивших в наследство от бывшего СССР телекоммуникационную инфраструктуру и кадры, по уровню развития сравнимые со странами так называемого третьего мира. Одной из существенных причин отставания Таджикистана по широкому использованию Интернета является отсутствие современной инфраструктуры для доступа в сеть, то есть систем и сетей фиксированного широкополосного доступа.
Эксперты считают, что отставание Таджикистана по показателю абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 жителей в странах Центральной Азии связано с отсутствием соответствующей современной инфраструктуры для доступа в сеть такого формата. Внедрение фиксированного ШПД экономически выгодно в странах с преобладающим городским населением. Но в Таджикистане наблюдается так называемое естественное ограничение (70% населения республики – сельские жители). Вывести республику на новый уровень помогло бы использование зарубежного опыта других стран, например Турции, где также преобладает сельское население.
Нам представляется, что отставание и низкий рейтинг Таджикистана можно объяснить объективными и субъективными факторами, в том числе, низким уровнем жизни, ограниченным количеством смартфонов и персональных компьютеров в семьях. Готовность деловых кругов перейти на оказание услуг через Интернет тормозится проблемой оплаты товаров и услуг через виртуальные аккаунты. Эксперты указывают на неразвитую систему логистических услуг. Только одна республиканская компания в лице национальной почтовой службы ГУП "Почтаи точик" имеет возможность предоставлять услуги по доставке грузов и почты, но не может обеспечить их быстрое и качественное осуществление. Отсутствует законодательная база статуса интернет-магазинов, в сельских районах по-прежнему слабо развита сетевая инфраструктура. Существенной проблемой многих предприятий в регионах республики является низкий уровень автоматизации, что связано с проблемами бесперебойной подачи электроэнергии. Представители малого бизнеса воздерживаются от широкого использования информационных и коммуникационных технологий из-за высокой цены их внедрения и сопровождения.
Таким образом, неразвитые институты, жесткий политический и административный контроль, в том числе связанный с государственным регулированием бизнес-климата, низкая компетенция персонала являются основными недостатками, которые сдерживают развитие предпринимательства и инноваций в сфере ИКТ в Таджикистане и тормозят использование ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах.
Тем не менее развитие мобильной связи Таджикистана продолжается. Наращиваются темпы внедрения технологий четвертого поколения LTE 4G, в 2011 году это привело к уменьшению количества пользователей (абонентов) фиксированных операторов (см. табл.1). Количество абонентов сотовой связи в 2012 году по сравнению с 2001 годом выросло в 1891,76 раза. Практически с нуля процентов в 2000 году охват населения услугами сотовой телефонной связи вырос до 112%. Средние темпы роста доходов отрасли с учетом частных операторов составили более 25% [8]. Увеличение доли мобильных пользователей связано с ростом конкуренции: операторам приходится снижать тарифы и расширять линейку предоставляемых услуг. Наиболее востребованы в этом сегменте услуги на основе передачи данных. По мнению таджикских исследователей, наличие на рынке операторов нескольких стандартов (GSM, AMPS, CDMA450, CDMA20001X, 3G-UMTS и 3G) предопределяет в немалой степени рыночные стратегии существующих и новых операторов и стимулирует быстрое внедрение передовых технологий передачи данных в сотовых сетях и реализацию широкого спектра дополнительных услуг на базе этих технологий [8].
Проблемы отрасли
Но в последние годы технически относительно хорошо оснащенная телекоммуникационная сеть республики попадает под прессинг властных структур. С 2010 по 2013 год произошли изменения в налоговом законодательстве Таджикистана в сторону увеличения налогооблагаемой базы в отношении компаний с участием иностранного капитала. За три года были введены такие налоги, как акциз (3%) с исходящего соединения, акциз (3%) с входящего соединения с дальнейшим расширением его действия на услуги Интернета и затем с повышением данного налога до 5%. С 2015 года НДС составляет 18% с исходящего соединения, и 18% с входящего соединения, Затем повысились тарифы на звонки в Россию, где находится больше миллиона трудовых мигрантов. Новый налог на услуги сотовой связи привел к подорожанию мобильной связи и отразился на среднем потребителе в сторону уменьшения количества пользователей.
В соответствии с письмом Службы связи и распоряжением Национального банка страны 2012 года об установлении тарифов и измерительных единиц услуг в национальной валюте, с мая 2013 года мобильные операторы Таджикистана перевели свои тарифные планы на национальную валюту. Как сообщает Интернет-издание "Сотовик", в Таджикистане 500 Мбайт мобильных данных обходится в среднем в 39,6 долларов, это 21,8% среднего месячного дохода граждан. В СНГ только в Кыргызстане так же высока стоимость мобильного Интернета по отношению к ежемесячным доходам населения: 27,4 долларов – 15,8% [9].
С 1 июля 2015 года регулирующие органы Республики Таджикистан ввели новые размеры платы за использование абонентских номеров мобильной связи, NGN-связи, стационарных телефонов и прочих видов электрической связи. Служба связи повысила аренду за использование одного номера с 10 дирам до 1,82 сомони, а компании ТТ – Мобайл и Вавилон-T, Таком, Tcell ввели абонентскую плату за один номер в размере от 80 до 50 дирам ежемесячно.
В открытом письме Ассоциации операторов мобильной связи в адрес Министерства финансов и Налогового комитета отмечается, что повышение налоговой нагрузки привело "к тому, что в 2013 году доля налогов по отношению к выручке в отрасли составила 32%, а с учетом актов налоговых проверок составит 45%, при этом компании также полностью несут расходы по содержанию и обслуживанию своего бизнеса. Сегодня на один сомон полученной выручки сотовые компании платят 32 дирама только налогов, а кроме налогов есть иные расходы: себестоимость, заработная плата персонала, расходы на содержание сети связи, комиссии за подключение абонентов, за прием платежей и другие. Таким образом, общие выплаты больше, чем компании зарабатывают. Такое бремя расходов ставит под угрозу инвестиционную привлекательность экономики Таджикистана и выполнение запланированных показателей отрасли связи в стратегии страны" [10]. В бюджет республики поступают совокупный налог и другие обязательные платежи от операторов мобильной связи в размере около 1 млрд. сомони (159 693 422 млн. долларов) в год. Налоговые нагрузки на операторов мобильной связи в Таджикистане по сравнению с мировой практикой являются "одними из самых тяжелых". Анализ налоговых платежей в 186 странах мира, представленный в отчете PayingTaxes-2014 компанией PricewaterhouseCoopers показал, что Республика Таджикистан по совокупной налоговой ставке занимает предпоследнее место в странах Центральной Азии и Восточной Европы, а налоговая ставка в 86%, является одной из самых высоких в мире. В то же время в странах Европы самая высокая ставка доходит до 65% (Италия), а самая низкая 20% в Хорватии [10].
Но существует ряд факторов, которые сдерживают развитие ИКТ в Таджикистане, например низкие доходы населения, недостаточное энергообеспечение, необходимость операторам самостоятельно тянуть собственные линии электропередачи или обеспечивать базовые станции дизелем. В стране не хватает линий волоконно-оптической связи, что вынуждает операторов использовать спутниковые каналы с небольшой пропускной способностью. Вместе с тем нельзя не отметить, что технологический уровень таджикских операторов связи контрастирует с аналогичными показателями соседних стран. В то время как GSM Kazakhstan пытался ускорить процесс внедрения телекоммуникационных сетей стандарта 3G, в Таджикистане первые базовые станции стандарта 3G уже были установлены. Это стало возможным в том числе и потому, что свободные частоты, необходимые для сети третьего поколения, оказались не заняты из-за слабого развития IT-технологии и операторы довольно легко получили к ним доступ. В 2009 году оператор сотовой связи "Мобильные линии Таджикистана" (ЗАО TT mobile) предложил на рынок телекоммуникационных услуг республики технологию беспроводного общения – 3,5G USB–модемы, считавшиеся в то время самым эффективным, удобным и легким способом доступа к сети Интернет. В настоящее время их продвижением занимаются компании ООО Babilon Mobile, ЗАО TT-Mobile, ООО Tcell, ООО "Таком". Развитие высокоскоростных стандартов позволяет разнообразить рынок.
Вступление в ВТО, которого так долго добивался Таджикистан, обязало страну выполнить ряд обязательств для укрепления конкурентного преимущества страны, либерализации рынка услуг, перехода на рыночные отношения, в частности в сфере телекоммуникаций. Одним из таких обязательств является создание независимого регулятора (НР) в телекоммуникационной сфере. Существующий регулятор, а эту роль выполняет Служба связи при правительстве РТ, одновременно управляет деятельностью одной из компаний (ОАО "Таджиктелеком), что приводит к неравным условиям во взаимоотношениях на рынке. Независимые телекоммуникационные организации республики возлагают большие надежды на создание независящего от операторов и от государства регулятора, способного принять и контролировать правила, обязательные для всех операторов независимо от формы собственности. Именно отсутствие в республике независимого регулятора связи является основной проблемой отрасли телекоммуникации.
Многостороннее партнерство в рамках ВТО очень актуально для географически изолированного Таджикистана, который заинтересован в широком применении преимуществ ИКТР. В правительстве, понимая значение такого партнерства, выдвинули идею по превращению страны в транзитный телекоммуникационный хаб. Для этого в Совете по ИКТ при Президенте Республики Таджикистан предполагают проведение технико-экономического анализа транзитного потенциала Таджикистана и разработку дорожной карты по реализации транзитного телекоммуникационного потенциала страны. "Пути сообщения могут состоять из сетей трубопроводов и транспортных коридоров, а также развернутой сети деловых партнеров. В условиях Таджикистана к этим путям сообщений можно смело включать высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП). Если по трубопроводам можно провести оптоволоконные каналы связи, то с еще большим успехом можно создать такие каналы связи по ВЛЭП, как например CASA – 1000" [4].
Некоторые выводы
В первые годы становления республики сектор связи развивался динамично и эффективно, чему способствовали зарубежные инвестиции, избыточная прибыль от международной связи, объясняется миграцией населения, и стремлением республики войти в мировое сообщество. Развитию рынка также способствовало появление международной оптико-волоконной связи. За короткий период на рынке связи появился ряд компаний, предоставляющих уровень связи в 3G-формате.
Проблемы в продвижении новых информационно-коммуникационных технологий в Таджикистане в постсоветский период были связаны с прошедшей гражданской войной и ее экономическими последствиями.
В настоящее время можно отметить, что рынок сотовой связи и интернет-услуг в Таджикистане вполне конкурентоспособен. Покрытие мобильной связью в Таджикистане ограничено преимущественно населенными пунктами, расположенными на северо-западе и юго-западе страны. В восточной части две трети территории имеют очень неплотное покрытие. К 2013 году новыми услугами связи пользовались более 14 млн. абонентов в 8-миллионной стране.
Развитие фиксированного широкополосного доступа было ограничено, и в настоящее время у данной услуги лишь несколько тысяч абонентов, использующих преимущественно технологию ADSL и оптоволокно до здания (FTTB). С наибольшей вероятностью можно говорить о том, что доступ к интернет-услугам более реален не через фиксированную широкополосную связь, а в сфере беспроводного ШПД.
Аналитики указывают, что в Таджикистане спутниковая связь фактически дешевле международной оптоволоконной, которая в основном сконцентрирована на западе страны, что значительно ограничивает развитие международной широкополосной связи.
Монополия на предоставление каналов междугородной связи принадлежит государственной компании "Точиктелеком". Часть операторов мобильной связи размещают свое оборудование на телефонных станциях "Точиктелекома", но другим компаниям трудно конкурировать в стоимости междугородных звонков. Вместе с тем, все операторы мобильной связи имеют собственные прямые каналы на Москву, что позволяет им обеспечивать невысокие цены на международные звонки в Россию, а это особенно актуально в условиях массовой миграции трудоспособного населения.
Низкий уровень жизни населения сдерживает рост мобильного Интернета, поэтому по оценкам международных агентств, Таджикистан и ряд стран Центральной Азии находятся в числе отстающих.
Литература
Мосеев В. Перспективы четвертого поколения связи в России. – http://www.cnews.ru/reviews/new/telekom_2014/articles/perspektivy_chetvertogo_pokoleniya_svyazi_v_rossii.
Телекоммуникации в Средней Азии // http://www.tajik – gateway.org/wp/?tag=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82
Свыше 11 млн. абонентов мобильной связи зарегистрировано в восьмимиллионном Таджикистане. № 1171744 //http://polpred.com/?cnt=153&ns=1§or=15
Атоев А., Зафарова М. Инфокоммуникационный анализ транзитного потенциала Таджикистана. http://ict4d.tj/2015/04/infokommunikatsionnyiy-analiz-tranzitnogo-potentsiala-tadzhikistana.
Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2013. Агентство по статистике Республики Таджикистан, 2014, с.314.
Сравнительный анализа ИКТ в Таджикистане //http://www.tajik – gateway.org/wp/?tag=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82
В Таджикистане с населением 7,5 млн. человек, насчитывается 6,5 млн. абонентов сотовой связи. http://www.avesta.tj/business/10936-v-tadzhikistane-s-naseleniem-75-mln-chelovek-naschityvaetsya-65-mln-abonentov-sotovoy-svyazi.html.
Орипов А.А. Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. – Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук., 2013, вып. № 4 (56), с.139–141.
Эргашева З. Таджикский мобильный интернет – один из самых дорогих в мире для населения. http://news.tj/ru/news/tadzhikskii-mobilnyi-internet-odin-iz-samykh-dorogikh-v-mire-dlya-naseleniya
Общие выплаты мобильных компаний Таджикистана превышают доходы. http://rus.ozodi.org/content/article/25447610.html
Информационно-коммуникационные технологии занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности республики. Несколько лет в Таджикистане ведется работа по внедрению электронного правительства. В 2011 году была принята "Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан". По заявлению представителя Службы связи правительства РТ, электронное правительство будет полностью сформировано к 2025 году. В настоящее время практически все органы государственного управления республики имеют собственные сайты. Вместе с тем, пока, как отмечают эксперты, имеющиеся веб-страницы различаются по структуре, характеру и качеству контента, несмотря на утвержденный еще в 2011 году порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления. А языковые версии сайтов на таджикском, русском и английском языках не всегда синхронизированы.
Современное состояние ИТК в Таджикистане
Современный инфокоммуникационный сектор имеет четко выраженный рынок услуг, базирующийся на фиксированной, мобильной, спутниковой связи, передачи данных через Интернет. Несмотря на динамично развивающийся телекоммуникационный сектор, Таджикистан и его соседи по региону Узбекистан и Кыргызстан отстают от мировых трендов, что обусловлено экономическими, политическими и социальными особенностями этих стран. Развитие электросвязи ненамного уменьшило использование почтовой связи в Таджикистане, снижение показателей наблюдается только по выпуску газет и журналов по сравнению с 1991 годом (табл. 1).
Еще в 90-е годы крупные израильские инвестиции позволили полностью модернизировать сферу связи в молодом таджикском государстве. Таджикско-нидерландское совместное предприятие (с частным израильским капиталом) "ТочикТел" ‒ первый оператор мобильной связи в Таджикистане ‒ начал предлагать свои услуги в аналоговом стандарте D-AMPS с 1996 года в городе Душанбе. Вплоть до 2001 года эта компания имела единоличное право на предоставление услуг мобильной связи в Таджикистане, израильские компании получили эксклюзивное право на выдачу лицензий для установки оборудования. Следует отметить, что экономические последствия гражданской войны в Таджикистане мешали развитию сотовой связи, вместе с тем, более поздний выход на таджикский рынок операторов мобильной связи позволил им впоследствии использовать современное оборудование последнего поколения. Активное развитие рынка мобильной связи началось в 2001 году, когда была создана компания "Индиго-Точикстон", основанная корпорацией MST (США) и Фондом Ага Хана по экономическому развитию. Появилась компания MЛT (Мобильные линии Таджикистана) – совместное росийско-таджикское предприятие, созданное российской компанией "Северо-Западный GSM" и "Точиктелекомом", которая работала в цифровом стандарте GSM. В 2003 году услуги в стандарте GSM начала оказывать также компания "Вавилон-Мобайл" с участием американского капитала, на рынке появилось еще несколько компаний. В настоящее время лидером рынка является компания "Вавилон-Мобайл", доля которой составляет более 60% рынка пользователей.
В 2004 году Министерство связи республики начало выдавать лицензии на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения. Свои первые 3G-сети в Таджикистане построили российские сотовые операторы "ВымпелКом" и "МегаФон". При финансовой поддержке ЕБРР все местные АТС перешли на цифровой формат. При этом эксперты отмечают, что Таджикистан во внедрении технологий мобильной связи 3G в то время опередил все страны СНГ. Так компания МЛТ (Мобильные линии Таджикистана)[1] впервые среди операторов сотовой связи республики в 2005 году обеспечила возможность общения при помощи 3G не только на территории Таджикистана, но и на всем постсоветском пространстве. Международные эксперты неоднократно отмечали стабильную работу компании МЛТ по запуску в коммерческую эксплуатацию полноценной 3G-сети стандарта UMTS. В результате были укреплены позиции таджикского телекоммуникационного рынка в информационной мировой среде в новом тысячелетии. В зону охвата 3G сети вошли населенные пункты, которые были лишены даже фиксированной стационарной связи. Большая часть населения Таджикистана живет в сельской местности с ограниченным доступом к транспортным услугам, и мобильная связь позволяет снизить издержки и становится жизненно необходимой для полноценной жизни населения, функционирования и увеличения продуктивности малых предприятий и дехканских хозяйств. В настоящее время абоненты сети МЛТ из этих районов и городов получают не только привычные GSM-услуги, но и высококачественный мультимедийный сервис.
Компания МЛТ первой в республике протестировала новую технологию четвертого поколения LTE (мобильная широкополосная технология связи четвертого поколения) с передачей данных со скоростью до 150 мегабит в секунду, что в 10 раз быстрее сетей третьего поколения стандарта UMTS и в несколько раз быстрее наиболее распространенной технологии GPRS/EDGE.
По разным источникам, на конец 2013 года в мире насчитывалось 150–230 млн. абонентов LTE, использующих связь четвертого поколения. В апреле 2014 года первая LTE-сеть была запущена и в Таджикистане. Мобильный Интернет стал доступен абонентам компании Tcell [1]. Компания образовалась в результате слияния ЗАО "Индиго Таджикистан", акционеры Нидерландская компания Central Asian Telecommunications Development B.V. (CATD) бенефициарами которой являются TeliaSonera UTA Holding B.V., а также Фонд Ага Хана по экономическому развитию AKFED. Быстрорастущий рынок Таджикистана активно использует передовые технологии. В частности, в 2014 году активные продажи начал первый в России full-MVNO оператор мобильной связи Aiva Mobile, запущенный ОАО МТТ и предназначенный для этнических групп из различных стран. Тарифные предложения виртуального оператора Aiva Mobile предлагают использование на одной SIM-карте одновременно два активных телефонных номера – таджикский и российский. Оба номера можно свободно использовать в двух странах без роуминга, благодаря технологии интеллектуальной маршрутизации от МТТ, звонки на оба номера могут приходить из двух стран по "домашним" тарифам.
Таким образом, конкурентный рынок мобильной связи сложился уже в нулевые годы благодаря активной работе китайской компании ZTE, российских "Вымпелкома" и "Мегафона", шведской TeliaSonera и компании "Индиго-Точикстон" с участием американского капитала. Анализ развития ИКТ показал, что при прозрачности информации обо всех сотовых операторах стандарта GSM и компаниях – монополистах фиксированной связи, которые работают в Центральной Азии, Таджикистан с пятью компаниями мог вполне претендовать на роль лидера в регионе.
Законодательное регулирование конкурентной среды и обзор развития объема услуг
В 2002 году был принят Закон "О телекоммуникациях", регулирующий телекоммуникационный сектор в Таджикистане. В ноябре 2003 года утверждена Государственная стратегия "Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан", в которой были определены основные организационные, экономические и финансовые механизмы развития этого сегмента инфраструктуры. В этом документе также подчеркивались стратегические направления по формированию информационных технологий. Были предусмотрены меры по преодолению растущего "цифрового неравенства" внутри страны, в регионе и в СНГ с целью достойной интеграции Таджикистана в мировое информационное сообщество.
Помимо упомянутой стратегии, в республике был принят еще ряд нормативно-правовых документов, касающихся информационно-коммуникационных технологий. К принятым программам относятся "Программа обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан", "Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан", "Применение и развитие информационных технологий в таджикском языке", "Транспортные сети телекоммуникаций в Республике Таджикистан", "О стандартах кодировки и раскладки на клавиатуре компьютеров символов таджикского алфавита в стандарте UNICODE для компьютерных применений". принято также Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2005 года "О государственной комиссии по радиочастотам республики Таджикистан".
Внедрение этих документов позволило более чем в два раза увеличить количество операторов связи и создать условия для использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности страны. Правительство приступило к выработке государственной политики, направленной на формирование и развитие единого информационного пространства в Таджикистане, на осуществление отраслевых проектов и программ информатизации, касающихся в частности, внедрения электронных баз, банков данных, новейших технологий, более широкого использования информационно-телекоммуникационных систем и сетей в банковской сфере. В 2014 году была принята Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан на 2014–2017 годы.
В 2011 году совокупный доход всех компаний мобильной связи в Таджикистане превысил 300 млн. долларов [2]. В 2012 году выросли доходы частных операторов, они составили более 1,6 млрд. сомони (около 379 млн.долл.), а показатели контролируемых государством АООТ "Таджиктелеком" и ГУП "Почтаи точик" оказались гораздо ниже и составили 103,9 млн. (23,5 млн.долл). таким образом, основной доход складывается благодаря частным операторам, которые продвигают передовые технологии и производство новых ИКТ. Сегодня в стране существует государственная монополия в области коммуникаций в лице компании"Таджиктелеком" 95% акций которой принадлежат государству. Председателем правления компании является глава Службы Связи Б. Сабури.
В первой половине 2014 года доходы частных операторов составили 1,2 млрд. сомони (240 млн. долларов), что на 5,1% больше показателей за аналогичный период прошлого года. Доходы от деятельности национального оператора "Таджиктелеком" и "Почтаи точик" сократились на 11,5%, составив 54 млн. сомони (8,6 млн. долларов) [3]. Сравнительный анализ общего дохода отрасли за 2011–2013 годы показывает стабильный рост в 15% ежегодно [4].
По состоянию на 2014 год в стране функционировали шесть операторов сотовой связи по стандарту CDMA (множественный доступ с кодовым разделением) и GSM (глобальный цифровой стандарт), в республике работают около 16 интернет-провайдеров [5, с.314]. Число пользователей с доступом к Интернету за период с 2000 по 2013 год увеличилось почти в 320 раз, но все же остается самым низким среди стран СНГ. По этому показателю лидирует Азербайджан (табл. 2). Согласно данным Службы связи при Правительстве РТ (регулятор), к началу 2014 года в отрасли телекоммуникации функционировало 155 лицензиатов.
В целом СНГ отстает по числу пользователей Интернетом от большинства развитых стран. В СНГ этот показатель составляет менее 20% от среднего показателя в развитых государствах. Например, в 2010 году в Таджикистане почти 12 человек из 100 пользовались услугами Интернета, а в 2013 году эта цифра выросла до 16 человек из 100, хотя в среднем по СНГ уровень проникновения в 2013 году был равен 46,6 (как нетрудно видеть из табл. 2 и 3). В большинстве стран постсоветского пространства люди пользуются в основном низкоскоростным доступом, что свидетельствует о значительном потенциале для предоставления и внедрения широкополосных услуг.
Во многих городах и районных центрах Республики Таджикистан есть возможность подключения к Интернету из дома, но население не имеет достаточных денежных средств, чтобы воспользоваться этой услугой. Проблему решают многочисленные центры общественного доступа к Интернету, как правило, в форме интернет-кафе, многие пользователи выходят в интернет с места работы.
В 2010 году число абонентов мобильной связи равнялось 6 миллионам человек, в 2012 году эта цифра выросла до 6,5 миллионов, а в 2013 году – уже до 10,9 миллионов, число пользователей Интернетом за эти же годы возросло в три раза – с 1,3 до 3,73 миллионов [6], а в 2013 году до 3,8 миллионов человек [5]. Но по заявлению представителя Службы связи при правительстве РТ, только около 6,3 миллионов абонентов имеют активные телефонные номера, из 8,5 миллионов населения, при том что мобильная связь покрывает более 90% заселенной территории страны с проникновением более 120%. Из каждых 100 граждан 80 имеют мобильные телефоны, прибыль от которых, включая использование Интернета, составляет 40 сомони [7]. Что касается стационарных телефонов, то на каждые сто граждан приходится 5,3 аппаратов. Одна линия местного телефона в месяц приносит доход в размере 25 сомони.
В 2013 году компания J’son & Partners Consulting, проанализировав мобильный рынок в странах СНГ, пришла к выводу, что Таджикистан (пользователей Интернета 21%, т.е. 1,7 млн. человек), Кыргызстан (соответсвенно 35% (число и 2 млн.) и Узбекистаном (33% и 10 млн.) относятся к странам–аутсайдерам по проникновению мобильного Интернета. Такое положение объясняется высокими тарифами на мобильный трафик, относительно невысокой заработной платой, невысоким проникновением смартфонов (у 13–14% населения). По состоянию на весну 2014 года сети LTE были запущены во всех странах СНГ, за исключением Беларуси, а сети 3G работают во всех странах. Россия заняла первое место в категории "Технологический лидер" и вошла в тройку стран с наиболее высоким проникновением мобильного Интернета и смартфонов.
По проникновению мобильной связи и Интернета Таджикистан уступает всем странам СНГ (без Турменистана и Узбекистана) – табл.2, 3.
Положение Республики Таджикистан в мировом рейтинге ИКТ
Наиболее полным и авторитетным источником международной оценки влияния ИКТ на конкурентоспособность и благосостояние стран считается Индекс сетевой готовности – комплексный показатель развития ИКТ, разработанный в 2001 году, Индекс используется для анализа проблемных моментов в политике государств и осуществления мониторинга в области внедрения новых технологий. В глобальном отчете о развитии информационных технологий в 2010–2011 годах Таджикистан занимал 111-е место среди 139 стран. В отчете за 2013 год "Экономический рост и занятость в гиперсвязанном мире" были представлены данные по Индексу сетевой готовности в 144 странах мира, где Таджикистан занял 112 место (в 2012 году он был на 114–м месте из 142 стран). Сосед и конкурент в сфере развития ИКТ –Кыргызстан – занимал 118-е место в 2013 году, а в 2012 – был на 115 месте.
В 2013 году по Индексу сетевой активности среди стран СНГ лидировали Казахстан – 55-е место, Россия – 56-е место, Азербайджан – 61-е место, Украина – 75-е место, Молдова – 78-е место. В первой десятке среди стран мира находились Швеция, Сингапур, Финляндия, Дания, Швейцария, Нидерланды, Норвегия, Соединенные Штаты, Канада и Великобритания. В 2015 году по данным отчета по Индексу сетевой готовности среди 143 стран Таджикистан занимал 117-е место. Лидерство среди стран СНГ сохранил Казахстан, переместившись на 40-е место, Россия на 41-е, Азербайджан – 57-е, Армения – 58-е, Молдова – 68-е, Украина – 71-е, Кыргызстан – 98-е. В первой десятке стран мира по-прежнему Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Соединенные Штаты, Великобритания; вместо Дании среди десятка лидеров – Люксембург. Канада перешла на 11-ю позицию, а ее место заняла Япония. В отчетах отмечается несомненный прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан. Однако, по нескольким важнейшим индикаторам развития ИКТ Таджикистан заметно уступает большинству стран, получивших в наследство от бывшего СССР телекоммуникационную инфраструктуру и кадры, по уровню развития сравнимые со странами так называемого третьего мира. Одной из существенных причин отставания Таджикистана по широкому использованию Интернета является отсутствие современной инфраструктуры для доступа в сеть, то есть систем и сетей фиксированного широкополосного доступа.
Эксперты считают, что отставание Таджикистана по показателю абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 жителей в странах Центральной Азии связано с отсутствием соответствующей современной инфраструктуры для доступа в сеть такого формата. Внедрение фиксированного ШПД экономически выгодно в странах с преобладающим городским населением. Но в Таджикистане наблюдается так называемое естественное ограничение (70% населения республики – сельские жители). Вывести республику на новый уровень помогло бы использование зарубежного опыта других стран, например Турции, где также преобладает сельское население.
Нам представляется, что отставание и низкий рейтинг Таджикистана можно объяснить объективными и субъективными факторами, в том числе, низким уровнем жизни, ограниченным количеством смартфонов и персональных компьютеров в семьях. Готовность деловых кругов перейти на оказание услуг через Интернет тормозится проблемой оплаты товаров и услуг через виртуальные аккаунты. Эксперты указывают на неразвитую систему логистических услуг. Только одна республиканская компания в лице национальной почтовой службы ГУП "Почтаи точик" имеет возможность предоставлять услуги по доставке грузов и почты, но не может обеспечить их быстрое и качественное осуществление. Отсутствует законодательная база статуса интернет-магазинов, в сельских районах по-прежнему слабо развита сетевая инфраструктура. Существенной проблемой многих предприятий в регионах республики является низкий уровень автоматизации, что связано с проблемами бесперебойной подачи электроэнергии. Представители малого бизнеса воздерживаются от широкого использования информационных и коммуникационных технологий из-за высокой цены их внедрения и сопровождения.
Таким образом, неразвитые институты, жесткий политический и административный контроль, в том числе связанный с государственным регулированием бизнес-климата, низкая компетенция персонала являются основными недостатками, которые сдерживают развитие предпринимательства и инноваций в сфере ИКТ в Таджикистане и тормозят использование ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах.
Тем не менее развитие мобильной связи Таджикистана продолжается. Наращиваются темпы внедрения технологий четвертого поколения LTE 4G, в 2011 году это привело к уменьшению количества пользователей (абонентов) фиксированных операторов (см. табл.1). Количество абонентов сотовой связи в 2012 году по сравнению с 2001 годом выросло в 1891,76 раза. Практически с нуля процентов в 2000 году охват населения услугами сотовой телефонной связи вырос до 112%. Средние темпы роста доходов отрасли с учетом частных операторов составили более 25% [8]. Увеличение доли мобильных пользователей связано с ростом конкуренции: операторам приходится снижать тарифы и расширять линейку предоставляемых услуг. Наиболее востребованы в этом сегменте услуги на основе передачи данных. По мнению таджикских исследователей, наличие на рынке операторов нескольких стандартов (GSM, AMPS, CDMA450, CDMA20001X, 3G-UMTS и 3G) предопределяет в немалой степени рыночные стратегии существующих и новых операторов и стимулирует быстрое внедрение передовых технологий передачи данных в сотовых сетях и реализацию широкого спектра дополнительных услуг на базе этих технологий [8].
Проблемы отрасли
Но в последние годы технически относительно хорошо оснащенная телекоммуникационная сеть республики попадает под прессинг властных структур. С 2010 по 2013 год произошли изменения в налоговом законодательстве Таджикистана в сторону увеличения налогооблагаемой базы в отношении компаний с участием иностранного капитала. За три года были введены такие налоги, как акциз (3%) с исходящего соединения, акциз (3%) с входящего соединения с дальнейшим расширением его действия на услуги Интернета и затем с повышением данного налога до 5%. С 2015 года НДС составляет 18% с исходящего соединения, и 18% с входящего соединения, Затем повысились тарифы на звонки в Россию, где находится больше миллиона трудовых мигрантов. Новый налог на услуги сотовой связи привел к подорожанию мобильной связи и отразился на среднем потребителе в сторону уменьшения количества пользователей.
В соответствии с письмом Службы связи и распоряжением Национального банка страны 2012 года об установлении тарифов и измерительных единиц услуг в национальной валюте, с мая 2013 года мобильные операторы Таджикистана перевели свои тарифные планы на национальную валюту. Как сообщает Интернет-издание "Сотовик", в Таджикистане 500 Мбайт мобильных данных обходится в среднем в 39,6 долларов, это 21,8% среднего месячного дохода граждан. В СНГ только в Кыргызстане так же высока стоимость мобильного Интернета по отношению к ежемесячным доходам населения: 27,4 долларов – 15,8% [9].
С 1 июля 2015 года регулирующие органы Республики Таджикистан ввели новые размеры платы за использование абонентских номеров мобильной связи, NGN-связи, стационарных телефонов и прочих видов электрической связи. Служба связи повысила аренду за использование одного номера с 10 дирам до 1,82 сомони, а компании ТТ – Мобайл и Вавилон-T, Таком, Tcell ввели абонентскую плату за один номер в размере от 80 до 50 дирам ежемесячно.
В открытом письме Ассоциации операторов мобильной связи в адрес Министерства финансов и Налогового комитета отмечается, что повышение налоговой нагрузки привело "к тому, что в 2013 году доля налогов по отношению к выручке в отрасли составила 32%, а с учетом актов налоговых проверок составит 45%, при этом компании также полностью несут расходы по содержанию и обслуживанию своего бизнеса. Сегодня на один сомон полученной выручки сотовые компании платят 32 дирама только налогов, а кроме налогов есть иные расходы: себестоимость, заработная плата персонала, расходы на содержание сети связи, комиссии за подключение абонентов, за прием платежей и другие. Таким образом, общие выплаты больше, чем компании зарабатывают. Такое бремя расходов ставит под угрозу инвестиционную привлекательность экономики Таджикистана и выполнение запланированных показателей отрасли связи в стратегии страны" [10]. В бюджет республики поступают совокупный налог и другие обязательные платежи от операторов мобильной связи в размере около 1 млрд. сомони (159 693 422 млн. долларов) в год. Налоговые нагрузки на операторов мобильной связи в Таджикистане по сравнению с мировой практикой являются "одними из самых тяжелых". Анализ налоговых платежей в 186 странах мира, представленный в отчете PayingTaxes-2014 компанией PricewaterhouseCoopers показал, что Республика Таджикистан по совокупной налоговой ставке занимает предпоследнее место в странах Центральной Азии и Восточной Европы, а налоговая ставка в 86%, является одной из самых высоких в мире. В то же время в странах Европы самая высокая ставка доходит до 65% (Италия), а самая низкая 20% в Хорватии [10].
Но существует ряд факторов, которые сдерживают развитие ИКТ в Таджикистане, например низкие доходы населения, недостаточное энергообеспечение, необходимость операторам самостоятельно тянуть собственные линии электропередачи или обеспечивать базовые станции дизелем. В стране не хватает линий волоконно-оптической связи, что вынуждает операторов использовать спутниковые каналы с небольшой пропускной способностью. Вместе с тем нельзя не отметить, что технологический уровень таджикских операторов связи контрастирует с аналогичными показателями соседних стран. В то время как GSM Kazakhstan пытался ускорить процесс внедрения телекоммуникационных сетей стандарта 3G, в Таджикистане первые базовые станции стандарта 3G уже были установлены. Это стало возможным в том числе и потому, что свободные частоты, необходимые для сети третьего поколения, оказались не заняты из-за слабого развития IT-технологии и операторы довольно легко получили к ним доступ. В 2009 году оператор сотовой связи "Мобильные линии Таджикистана" (ЗАО TT mobile) предложил на рынок телекоммуникационных услуг республики технологию беспроводного общения – 3,5G USB–модемы, считавшиеся в то время самым эффективным, удобным и легким способом доступа к сети Интернет. В настоящее время их продвижением занимаются компании ООО Babilon Mobile, ЗАО TT-Mobile, ООО Tcell, ООО "Таком". Развитие высокоскоростных стандартов позволяет разнообразить рынок.
Вступление в ВТО, которого так долго добивался Таджикистан, обязало страну выполнить ряд обязательств для укрепления конкурентного преимущества страны, либерализации рынка услуг, перехода на рыночные отношения, в частности в сфере телекоммуникаций. Одним из таких обязательств является создание независимого регулятора (НР) в телекоммуникационной сфере. Существующий регулятор, а эту роль выполняет Служба связи при правительстве РТ, одновременно управляет деятельностью одной из компаний (ОАО "Таджиктелеком), что приводит к неравным условиям во взаимоотношениях на рынке. Независимые телекоммуникационные организации республики возлагают большие надежды на создание независящего от операторов и от государства регулятора, способного принять и контролировать правила, обязательные для всех операторов независимо от формы собственности. Именно отсутствие в республике независимого регулятора связи является основной проблемой отрасли телекоммуникации.
Многостороннее партнерство в рамках ВТО очень актуально для географически изолированного Таджикистана, который заинтересован в широком применении преимуществ ИКТР. В правительстве, понимая значение такого партнерства, выдвинули идею по превращению страны в транзитный телекоммуникационный хаб. Для этого в Совете по ИКТ при Президенте Республики Таджикистан предполагают проведение технико-экономического анализа транзитного потенциала Таджикистана и разработку дорожной карты по реализации транзитного телекоммуникационного потенциала страны. "Пути сообщения могут состоять из сетей трубопроводов и транспортных коридоров, а также развернутой сети деловых партнеров. В условиях Таджикистана к этим путям сообщений можно смело включать высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП). Если по трубопроводам можно провести оптоволоконные каналы связи, то с еще большим успехом можно создать такие каналы связи по ВЛЭП, как например CASA – 1000" [4].
Некоторые выводы
В первые годы становления республики сектор связи развивался динамично и эффективно, чему способствовали зарубежные инвестиции, избыточная прибыль от международной связи, объясняется миграцией населения, и стремлением республики войти в мировое сообщество. Развитию рынка также способствовало появление международной оптико-волоконной связи. За короткий период на рынке связи появился ряд компаний, предоставляющих уровень связи в 3G-формате.
Проблемы в продвижении новых информационно-коммуникационных технологий в Таджикистане в постсоветский период были связаны с прошедшей гражданской войной и ее экономическими последствиями.
В настоящее время можно отметить, что рынок сотовой связи и интернет-услуг в Таджикистане вполне конкурентоспособен. Покрытие мобильной связью в Таджикистане ограничено преимущественно населенными пунктами, расположенными на северо-западе и юго-западе страны. В восточной части две трети территории имеют очень неплотное покрытие. К 2013 году новыми услугами связи пользовались более 14 млн. абонентов в 8-миллионной стране.
Развитие фиксированного широкополосного доступа было ограничено, и в настоящее время у данной услуги лишь несколько тысяч абонентов, использующих преимущественно технологию ADSL и оптоволокно до здания (FTTB). С наибольшей вероятностью можно говорить о том, что доступ к интернет-услугам более реален не через фиксированную широкополосную связь, а в сфере беспроводного ШПД.
Аналитики указывают, что в Таджикистане спутниковая связь фактически дешевле международной оптоволоконной, которая в основном сконцентрирована на западе страны, что значительно ограничивает развитие международной широкополосной связи.
Монополия на предоставление каналов междугородной связи принадлежит государственной компании "Точиктелеком". Часть операторов мобильной связи размещают свое оборудование на телефонных станциях "Точиктелекома", но другим компаниям трудно конкурировать в стоимости междугородных звонков. Вместе с тем, все операторы мобильной связи имеют собственные прямые каналы на Москву, что позволяет им обеспечивать невысокие цены на международные звонки в Россию, а это особенно актуально в условиях массовой миграции трудоспособного населения.
Низкий уровень жизни населения сдерживает рост мобильного Интернета, поэтому по оценкам международных агентств, Таджикистан и ряд стран Центральной Азии находятся в числе отстающих.
Литература
Мосеев В. Перспективы четвертого поколения связи в России. – http://www.cnews.ru/reviews/new/telekom_2014/articles/perspektivy_chetvertogo_pokoleniya_svyazi_v_rossii.
Телекоммуникации в Средней Азии // http://www.tajik – gateway.org/wp/?tag=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82
Свыше 11 млн. абонентов мобильной связи зарегистрировано в восьмимиллионном Таджикистане. № 1171744 //http://polpred.com/?cnt=153&ns=1§or=15
Атоев А., Зафарова М. Инфокоммуникационный анализ транзитного потенциала Таджикистана. http://ict4d.tj/2015/04/infokommunikatsionnyiy-analiz-tranzitnogo-potentsiala-tadzhikistana.
Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2013. Агентство по статистике Республики Таджикистан, 2014, с.314.
Сравнительный анализа ИКТ в Таджикистане //http://www.tajik – gateway.org/wp/?tag=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82
В Таджикистане с населением 7,5 млн. человек, насчитывается 6,5 млн. абонентов сотовой связи. http://www.avesta.tj/business/10936-v-tadzhikistane-s-naseleniem-75-mln-chelovek-naschityvaetsya-65-mln-abonentov-sotovoy-svyazi.html.
Орипов А.А. Конкурентная среда и факторы обострения конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. – Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук., 2013, вып. № 4 (56), с.139–141.
Эргашева З. Таджикский мобильный интернет – один из самых дорогих в мире для населения. http://news.tj/ru/news/tadzhikskii-mobilnyi-internet-odin-iz-samykh-dorogikh-v-mire-dlya-naseleniya
Общие выплаты мобильных компаний Таджикистана превышают доходы. http://rus.ozodi.org/content/article/25447610.html
Отзывы читателей